Трансперсональная психотерапия,Что это?


“Эти два мира, божественный и человеческий, фактически один.
Божественный мир, это забытое измерение, того мира, который мы знаем.”
Джозеф Кэмпбелл


Что такое трансперсональное, и что такое трансперсональная психология и психотерапия?
Многих людей название "Трансперсональный психотерапевт" само по себе очень пугает. Первая реакция на это - экстрасенс, ведьма, колдун. Первый слог "транс" трактуется как наведение на человека транса, чар, и т.п. Далее этого человек уже не слышит ничего.
Трансперсональная психология, - это современная психология, новая волна, которую еще называют "четвертой волной в психологии". Она еще очень молода, и только развивается, но эффетивность ее могут уже сейчас оценить как клиенты, так и терапевты, которые нашли в себе дерзновение изучать и применять в своей работе лучший, интегрированный опыт человечества, который включает в себя психологию, философию, медицину,  духовные традиции и практики, и многое другое. 
Жизнь очень изменилась за последнии годы, и изменения постоянно и стремительно входят в нашу жизнь. Старыми методами и инструментами  уже не решить новых задач.
Или кто-то еще считает, что поле сейчас лучше пахать с помощью плуга, а наркоз лучше делать по старинке - ударом по голове палкой?
Пусть вас не пугает слово "трактор". Это такая штука, с помощью которой вы быстро вспашете свое поле, засеяте семенами и быстро получите свой урожай.

Ниже краткий экскурс в трансперсональное и трансперсональный подход в терапии, для тех, кто хочет иметь достоверную информацию об этом.


ТРАНС - Вне/над
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ - Персона/эго, то, что является для нас личным.

Трансперсональное, это та часть нас, которая находится вне личного; именно эта часть нас может соединиться с более духовными аспектами нас самих и Вселенной.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ.

1. Трансперсональный подход понимает, что «все, что существует, в некотором роде связано со всем остальным», как голограмма — каждая часть целого содержит и отражает целое.
2. Человек состоит из частей, обладающих разными свойствами или аспектами бытия, и когда они в балансе и гармонии человек может соединяться с Нейтральным  Сострадающими Духовным, Центральным Я, которое можно было бы назвать НАДЛИЧНОСТНЫМ Я, ВЫСШИМ Я, ДУШОЙ.
3. Надличностное Я это та часть нас, которая знает о нашей связи со всем остальным, она духовна и осознает, что мы - часть чего-то большего чем являемся сами.
4. Жизнь это путешествие, в котором мы участвуем. Коллективный океан опыта как семя с потенциалом для оптимального роста. Трансперсональный подход говорит, что мы входим в эту жизнь как потенциальное Я, и в идеале оставляем эту жизнь полностью реализованным Я.
5. У человека есть базовая устремлённость к цельности и интеграции.

Юнг сначала выдвигал идею, что люди имеют четыре главных модели функционирования. Они Думают (сознание) Чувствуют (эмоции) Ощущают (тело) и Постигают интуитивно (воображение), когда эти четыре аспекта находятся в балансе и гармонии друг с другом, происходит интеграция, которая приводит к центральному или высшему Я. Как можно заметить, трансперсональная терапия помогая клиенту, имеет своей целью открыть ему большие знания об частях самого себя, помочь сбалансировать и интегрировать их так, чтобы привести человека к цельности.
 Если мы предположим, что каждый из нас это уникальная и отдельная капелька воды в океане (согласно теории Коллективного бессознательного Юнга), тогда мы можем видеть, что, оставаясь частью океана, у нас все еще есть наша уникальность и различия, при том, что океан, является Всем Сущим. С учётом этого, трансперсональная часть нас, это та часть нашей собственной уникальной капельки, которая об этом знает, и это связь со всеми другими капельками в этом океане.
Похоже, что трансперсональная психология, необходима при любым подходе работы с личностью, так как способствует более глубокому пониманию, принятию, балансировке и интеграции всего его бытия. Это подразумевает и ведёт к большему пониманию своих духовных качеств и тому, как положить более духовные аспекты себя в повседневную жизнь.

«Никакой реальности помимо той, что заключена внутри нас, не существует. Я не могу дать вам ничего, чего бы уже не было в вас, я могу открыть для вас не галереи образов, но вашу собственную душу.»(Герман Гессе – «Степной волк»)

Давайте кратко взглянем на путь личности. Сущность человека при рождении это семя потенциального Я, и оно вступает на этот путь полной реализации СЕБЯ, подобно дереву, прорастающему из семени.
Мы знаем, что необходимы определенные условия, достаточно хорошие, чтобы обеспечить здоровый рост и развитие.
По-настоящему заботливая мать, создаёт ощущение ценности и базовое доверие к себе и другим, устойчивые границы, позволяющие нам выставлять и считать силу Эго достаточно крепкой, чтобы выдержать более агрессивные события (гнев, злобу). И, мы нуждаемся в достаточной заботе и поддержке, чтобы уходя, быть в состоянии уверенности среди наших сверстников и т.д.. Но, не всегда, как мы знаем, всё идёт так как надо. Эти базовые условия для роста часто не достаточно хороши, и человек чтобы выжить должен приспосабливать своё Эго шаг за шагом, при этом потребность в положительном подтверждении и одобрение настолько сильна, что он спешит скрыть некоторые части себя, чтобы получить принятие и поддержку окружающих.
Такая  адаптация принимает различные формы в зависимости от обстоятельств, но часто это означает, что некоторые примитивные ранние события (мысли, чувства, эмоции, фантазии) будут вытеснены и отклонены (подавлены) в человеке без их осознания, потому что они или не подкреплены и подтверждены, или не подтверждены как реальные.
Ребенок радуется, но мать не может подтвердить это, тогда радость становится нереальным и угрожающим опытом, или окружающие отказываются его принимать и поддерживать  (гнев ребенка на мать принимает ответные меры и ребенок отвергает гнев, чтобы сохранить для себя хорошую мать!)
Эти подавляемые части Я никогда не уходят, они живут на подсознательном уровне и названы ТЕНЬЮ. Этот теневой материал всегда с нами, потому что постоянное стремление людей к цельности пытается возвратить естественный баланс, где все аспекты осознанны и им позволено работать в едином ритме и гармонии. Эти аспекты Я проявляют свое присутствие тогда, когда окружающая среда показывает, что возможно сделать это безопасно (когда весело и ни кто не видит, я могу быть глупым и танцевать, махать кулаками и т.д.), или когда Эго защищено слабо (болезнь, усталость, алкоголь и наркотики - я не знаю, что на меня нашло, я был усталым/пьяным).
Они могут придти к человеку в снах и фантазиях, как воображаемые образы и голоса в голове, как физические болезни, как эмоциональный дисбаланс и истерики, а также как полное отщепление субличностей.  
Чем больше человек признает и принимает все эти части самого себя, тем больше они будут связаны с центральным ядром Я, которое Нейтральное Сострадающее и принимает все части, и это ВЫСШЕЕ или ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЕ Я, которое знает о связи между всем и понимает, что человек на самом деле всего лишь часть чего-то большего, чем он сам.

Эта однажды налаженная связь, даёт человеку более широкую и принимающую картину себя и может дать большую силу, храбрость и веру для продолжения путешествия, что подразумевает действительно иметь необходимость смотреть на себя, на происходящие процессы, и брать на себя ответственность за свой рост и развитие.

Иногда люди переживают отдельные части себя как субличности, и в таком виде они могут обозначаться в их собственном росте и в терапии.
(т.е. у всех нас есть наш жестокий Король/Королева, свой Вредный Ребенок, Наша Манипулирующая часть, Наш Красивый и Любящий Принц/Принцесса и т.д., Наш Сердитый и Неистовый Монстр/Дракон).
 Некоторые из этих характеров мы будем помнить все время, о некоторых вспоминать только иногда, когда будет безопасно для них выйти и выразить себя, а некоторые будут полностью теневыми фигурами, теми частями нас с которыми мы встретимся только в снах, фантазиях или спроецировав их на других людей или окружающий мир. Очевидно, что поскольку мы растем и развиваемся, наша внутренняя семья может и изменяться. Довольно часто, одна и та же часть или субличность проявляет себя в различной одежде (повторяющиеся сны с похожими темами).
Эта внутренняя семья соответствует универсальной семье архетипов.
Вообразите этот макромир, тот океан, частью которого являемся все мы, это коллективное бессознательное. Внутри него есть каркас или каналы энергии, сущностные качества называемые Архетипами.
Название это происходит от слова тип (typos), означающее ОТПЕЧАТОК, и мы можем видеть, что у каждой культуры есть свой собственный способ одеть и изложить в деталях эти структуры, которые в свою очередь становятся их собственной мифологией.
У греков есть свои архетипы, названные греческим Пантеоном. Двенадцать Богов и Богини, которые соответствуют тем или иным качествам, сущностям или признакам.
Деметра соответствует энергии Архетипической Матери, ласке, любви и защите, Зевс - отцу, лидерству и власти, Аполлон - красоте, Афродита - чувственности и любви и т.д.
Так же у египтян, норвежцев, индейцев, у всех есть свои пантеоны, с их архетипическими семьями, и даже наши собственные легенды о Чаше Грааля, эпосы и сказки, являются архетипическими энергиями, одетыми и приспособленными под нашу историческую культуру.
Так как же, осознание архетипической энергии  может помочь нам в нашем собственном внутреннем путешествие? Что внутри, то и наружи. У каждого человека есть своя собственная внутренняя сказка и миф. У всех нас есть наша собственная внутренняя мать, отец, ребенок, мудрец, лидер, саботажник и т.д. Реализуя эти внутренние образы и мифы в которых мы заперты, близкие к архетипическим историям и образам, мы можем видеть более ясно наши дисбалансы и слепые пятна и работать с ними. (Архетипы также могут вдохновить нас на достижение максимальной отдачи от наших соответствующих качеств).

Так, в трансперсональной терапии, терапевт будет сосредоточен главным образом на оказании помощи клиенту в направлении развития сознания, путем поощрения клиента сосредоточиться на себе и на своих процессах, поддерживая клиента до тех пор, пока он не  начнёт отпускать саморазрушающие части Эго, как уже не нужные, и не начнёт создавать самостоятельно центральное ядро.
Регулярные медитации помогают человеку объединить свои части, концентрируясь на дыхании и в теле, как в Тай Чи, и он начнёт лучше понимать свои мысли и эмоции, чувства и ощущения. Понимание ведет к балансу и интеграции.
Используя концентрацию на Теле, терапевт может стимулировать интеграцию чувств с телом и умом. (Каковы ваши чувства? (Я не знаю), Где в вашем теле появляются ощущения, вы можете его описать или назвать? — или звук!?).
Используя гештальт, метод передвижения стульев или Внутренний Диалог, чтобы наладить связь между частями (Что происходит, вы можете озвучить этот образ, что этот дракон хочет сказать, что хочет сказать ваша головная боль, или боль в ноге?) У людей будут свои собственные образы для этих различных частей себя (субличности, картины, чувства и т.д.).
/из материалов школы SACH International/

Я заперт в клетке, что строю сам
Ловлю туда себя как полицейский
И осуждаю судьями себя
Что царствуют во мне. Тяну
к себе тюрьму мою двумя руками,
Тюрьма, тюремщик и приговорённый -
Всё я один, создав свою темницу
Всё что внутри считаю я собою.
Лишь я внутри её и вне,
Лишь Я
Мы встретили Творца, и Он был в нас.

ЛИТЕРАТУРА
(Предлагаемые книги могут не иметь переведённых на русский язык аналогов. Поэтому изложены: автор, вероятное название, рекомендации и исходные данные оригинала. Прим. пер.)
Тонкие уровни
Глодберг Филипп «Интуитивный край». Хорошая книга по всем аспектам интуиции. Goldberg, Philip (1983) The intuitive edge Jeremy Tarcher, Los Angeles.
Грин Л. & Саспортас Х (1987) «Развитие индивидуальности». Хорошо о детстве, браке, субличностях. Greene L & Sasportas H (1987) The development of the personality Routledge, London.
Грин Л. & Саспортас Х «Динамика подсознательного» Об агрессии, депрессии, возвышенном и алхимии. Greene L & Sasportas H (1989) Dynamics of the unconscious) Arkana, London.
Гроф Станислав «Холотропное сознание» Хорошо на счет многих трансперсональных событий. Grof, Stanislav (1992) The holotropic mind Harper San Francisco.
Хилман Джеймс «Сущность Джеймса Хилмана» (введение и редакция Томаса Мооре) Превосходное введение к блестящему автору, который способствовал развитию этой области. Hillman, James (1989) The essential James Hillman (introduced and edited by Thomas Moore) Routledge, London.
Уоткинс «Проснувшиеся мечты» Тонкая, но не простая книга по образам в психотерапии - очень научная. Watkins M (1976) Waking dreams, Harper Colophon, New York.

Причинный Уровень
Хорн Джеймс Р «Вне мистики» Научнаяно очень ясная Horne, James R (1978) Beyond mysticism Wilfrid Laurier University Press, Waterloo.
Ли Шан Лоурен «Как медитировать» Впервые появилась 1974, очень полезна. LeShan,Lawrence (1989) How to meditate Crucible, London.
Отсу Дзен Мастер Д Р «Бык и его пастух: десять традиционных картин» Хорошие примеры. Otsu, Zen Master D R (1989) The bull and his herdsman: The ten traditional pictures Zen Centre, London.
Шеен-Йенг Дзен Мастер, «Вол пасущийся в заливе Дхармы Моргана» Современный взгляд на картинки пасущегося вола Shen-Yeng, Zen Master (1988) Ox herding at Morgan's Bay Dharma Drum Publications, Elmhurst.  
Андерхил Эвилин «Мистицизм» Много раз переиздавалось, т.к. вышло в свет в 1911, классика. Underhill, Evelyn ((1961) Mysticism E P Dutton, New York.
Вон Фрэнсис «Внутренняя дуга» Очень полезная обработка некоторых идей Кена Уилбера, хорошо сделано. Vaughan, Frances (1986) The inward arc New Science Library, Boston.
Уолш Р Н., Ваген Ф «Путь вне Эго: трансперсональное видение» Довольно неровная и неполная, но содержит некоторые классические эссе хороших людей. Walsh R N & Vaughan F (eds)(1993) J P Tarcher, Los Angeles.
Уилбер Кен «Проект Атман» Удивительно полный обзор целой области. Прочитайте его другую книгу "Спектр сознания" где также, есть прекрасное краткое изложение причинности. Wilber, Ken (1980) The Atman Project Quest, Wheaton.

Психотерапия
Бёрштейн Сеймур «Трансперсональная психотерапия» 2-ое изд. Несколько обновленный пересмотр выпуска 1980 года: многое осталось прежним.  Boorstein, Seymour (ed)(1996) Transpersonal psychotherapy (2nd ed) SUNY Press, Albany.
Чаплин Дж. «Советы феминистки в действии»  Изумительное использование образов Богини, чтобы осветить терапевтический процесс. Chaplin J (1988) Sage, London.
Фанштейн Девил и Криппер Стендли «Личная мифология». По материалам мастерских, полезные упражнения для самораскрытия. (1990) Personal mythology Mandala, London.
Ферруччи Пьеро, «Кем мы можем быть: видение и методы психосинтеза». Хорошо написанные объяснения, со многими упражнениями. Ferrucci, Piero (1982) What we may be: The visions and techniques of psychosynthesis Turnstone Press
Гордон-Браун Ян и Сомерс Барбара, «Трансперсональная психотерапия» под редакцией Джона Роуена и Уинди Дриден. Превосходное краткое изложение рекомендаций по работе одной из трансперсональных школ. Gordon-Brown, Ian & Somers, Barbara (1988) 'Transpersonal psychotherapy' in John Rowan & Windy Dryden (eds) Innovative therapy in Britain Open University Press, Milton Keynes.
Хьюстон Джин «Поиск возлюбленного: Путешествия к святыням психологии» Превосходная книга от одного из лидеров гуманистической психологии. Houston, Jean (1987) The search for the beloved: Journeys in sacred psychology J P Tarcher, Los Angeles.
Ларсен Стивен «Мифическое воображение: ваши поиски смысла через личную мифологию» Нью-Йорк. Превосходно изложено одним из пионеров этого подхода. Larsen, Stephen (1990) The mythic imagination: Your quest for meaning through personal mythology Bantam, New York.
Минтз Элизабет «Психическая связь: Сверхъестественные и трансперсональные аспекты психотерапии». Очень прекрасная книга все об ОСОБЕННО, психика, миф, ритуал и символ в индивидуальном и групповом консультировании. Как узнать и работать с трансперсональным материалом. Mintz, Elizabeth (1983) The psychic thread: Paranormal and transpersonal aspects of psychotherapy Human Sciences Press, New York.
Роуэн Джон (1993) «Трансперсональное: в психотерапии и консультировании». Самое полное изложение того, как можно применять трансперсональное, показывает, как этим пользоваться практически. Rowan, John (1993) The transpersonal: in psychotherapy and counselling Routledge, London.
Уитмор Диана «Психосинтез, советы в действии». Превосходное краткое изложение, с большим количеством практического материала. Whitmore, Diana (1991) Psychosynthesis counselling in action Sage, London.
Уилбер Кен, «Никаких границ». Книга, которая должна быть прочитана каждым терапевтом и каждым консультантом. Коротко, просто и глубоко. Wilber, Ken (1981) No boundary Routledge, London.
Уилбер Кен (а также Джек Энглер и Дениэл Браун) «Преобразования сознания» Дальнейшие исследования в консультировании и отношениях, между психологическим и духовным развитием и патологиями. Здесь идут намного далее чем в «Никаких границ», и предлагают консультанту будущего лечить на девяти уровнях. Wilber, Ken (with Jack Engler and Daniel Brown)(1986) Transformations of consciousness (with Jack Engler and Daniel Brown) New Science Library, Boston.
Вилмер Гарри «Практический Юнг: гайки и болты Юнговской психотерапии». Замечательное и очень ясное объяснение того, как проводить трансперсональное консультирование. Восхитительный стиль. Wilmer, Harry A (1987) Practical Jung: Nuts and bolts of Jungian psychotherapy Chiron Publications, Wilmette.
Вуулгер Роджер «Другие жизни, другие Я». Очень хорошая книга о Юнгенианской терапии прошлых жизней. Woolger, Roger (1987) Other lives, other selves Crucible, Wellingborough.

Духовные бедствия


Бракдон Эмма «Событие духовной чрезвычайной ситуации: От личного кризиса до личного преображения». Хорошее краткое изложение. Bragdon, Emma (1990) The call of spiritual emergency: From personal crisis to personal transformation Harper & Row, San Francisco. Гроф Кристина и Станислав «Активный поиск себя: справочник по личному росту через трансформационный кризис». Включает главу об аддукции, как духовного бедствия. Grof, Christina and Stanislav (1990) The stormy search for the self: A guide to personal growth through transformational crisis Jeremy Tarcher, Los Angeles.
Гроф Кристина и Станислав «Духовное бедствие: Когда личное преобразование становится кризисом. Содержит много захватывающих глав о знаменитостях. Grof, Stanislav and Christina (eds)(1989) Spiritual emergency: When personal transformation becomes a crisis Jeremy Tarcher, Los Angeles.

Комментариев нет:

Отправить комментарий