вторник, 2 декабря 2014 г.

Плывя по течению

                                           


Судьба. Предназначение. Свобода воли. Выбор. Как часто мы задаемся этими вопросами, когда оказываемся  в точке наивысшего напряжения, связанного с
необходимостью жизненных перемен. Когда чувствуем, что дошли до каких-то границ, выйти за пределы которых, не дает «что-то»….и это «что –то» ощущается как мощное сопротивление. Очень часто мы подходим к самим границам, но как только это произошло, происходит откат назад или убегание. Таких движений может быть тысячи, и мы называем это неврозом. Как это происходит можно рассмотреть на примере виртуальной игры в пинг понг . Иногда мы можем наблюдать, как шарик, попадает в область между двумя границами и ударяясь о них, делает очень мощные движения, как бы наращивая силу можно даже сказать, что шарик злиться, затем этот импульс приобретает дополнительную энергию, и шарик «выстреливает» в свободную зону, зону без границ. Куда он «выстрелит» под воздействием импульса – не известно, но напряжение уходит. Психологически это можно назвать «отчаянием отчаявшегося», когда личность застревает в ментальной и эмоциональной зоне между верхней и нижней границами собственных убеждений, верований и ценностей, при этом верхней границей может быть Супер Эго (Внутренний Родитель), а нижней Эго ( Внутренний Ребенок) и какое –то время бьется о них, и затем отчаявшись, «принимает» решение и «совершает» действие под воздействием приобретенного импульса. Удовлетворения от «своего решения» или «выбора» человек не чувствует, поскольку выстрел произошел импульсивно, с целью разрядки напряжения и для выживания организма через действие, которого собственно и не хватает, чтобы в дальнейшем не попадать в «зону турбулентности». Цель такой «игры» - снять напряжение, человек не осознает, но может такое действие рационализировать, чтобы уменьшить чувство вины, связанное с отсутствием собственного выбора, не желанием делать его и брать за него ответственность.


На берегу реки сидит Обезьяна, к ней подплывает Корова.
Корова спрашивает: – Обезьяна, это какой берег, Левый или Правый?
Обезьяна отвечает: - Ну, если это берег Левый, то тот Правый.
Корова, говорит: - Спасибо. …И уплывает.
Через некоторое время Корова возвращается и спрашивает то же самое.
Обезьяна, почесав затылок, говорит: - Ну, вообще -то, этот берег может быть Правым, тогда тот Левый….А, тебе какой нужен, Корова?
Корова говорит: - Мне все равно, я сумасшедшая…

Молодая девушка, перспективная, симпатичная и далеко не глупая, хотя очень боится  быть глупой, страдает по причине того, что не может делать выборы. Это доводит ее до истерики, сопровождаемой головной болью. Ей кажется, что выборы, которые она делает неправильные, а то, что ей советуют другие также неверно. Для нее сделать выбор – принять решение (действие), равносильно смерти. Она не верит себе и не верит близким, когда они дают советы, хотя в советах очень нуждается. Во всех своих действиях и поступках она винит себя, а также винит себя за поступки и реакции других, которые возникают по ее мнению, как следствия ее реакций, действий, эмоций и настроения (Я причина плохого настроения мамочки!). Она считает, что все разрушает, что люди ее бояться и поэтому обделяют ее вниманием, избегают. Она не знает где ее мнение, где чужое. Боится манипуляций, зависимости от других и борется за свободу, но при этом, у нее ощущение, что она никуда не движется.
Нам пришлось проделать внутреннее путешествие, чтобы отказаться от рационализации (понимания) причины, но видеть, переживая на опыте движения психической энергии, заключенной в чувствах, мыслях, ощущениях, желаниях, когда она устремлена к цели, которую мы не осознаем.

Я предложила девушке настроиться на переживания всех чувств, ощущений, мыслей, связанных с ее проблемой, не наделяя их ярлыками и концепциями, а вчувствоваться в них всем своим существом, и тогда в этом чувственном пространстве восприятия могут возникать образные ассоциации – места, людей, предметов.

Девушка оказалась на лугу, перед ней была небольшая река и лодка. Она сидела и смотрела на эту реку и лодку. Река, была не широкой, но вода в ней была темная, и хотя девушка умела плавать, темная вода в реке ее пугала. 
Я спросила,- Чего бы ты хотела?
Девушка – Наверно, покататься на лодке, но я боюсь воды. Если бы рядом кто-то был, наверно я бы попробовала.
Я: - Представь, что сейчас к тебе подходит Х (имя девушки) из будущего.
После диалога Молодой Х и Старшей Х,
Молодая Х решилась сесть в лодку и пригласила Старшую Х покататься.
Я спросила, - Кто на веслах?
Молодая Х. – Лодка без весел. Она просто плывет по течению.
Через некоторое время Молодая Х почувствовала волнение и сильный страх, Старшая Х куда-то исчезла, а лодка дала течь и в нее стала поступать вода.
Слезы, истерика.
Молодая Х – Мне страшно!...я боюсь! … темно!.
Я: - И, сейчас, когда вода устремляется в лодку, и наполняет ее до краев…погружайся дальше…
Молодая Х: - Темно, все мокрое и липкое…
Секунда, вздох облегчения, плач прекращается, на лице девушки умиротворение и легкая улыбка (здесь, в этой точке происходит эмоциональная трансформация)
Я: - Что происходит сейчас?
Х – Плыву на лодке, она в порядке, дыры нет.
По сути, когда мы подходим к границам известного - неизвестного, может возникать один и тот же вопрос – Можно или нельзя? Девушка бессознательно всегда хотела, чтобы ее спасали, а страх и слезы были ее главными инструментами в ее бессознательной манипулятивной игре, чтобы привлечь к себе внимание Спасателя. Я рискнула усилить эту тенденцию к таким ее привычным реакциям, и позволила ей утонуть.
 Я: - Что происходит дальше?
Х: - Лодка плывет по течению
Я: - Куда сейчас направлено течение реки?
Х: - К другому берегу, противоположному тому, на котором я была. Я всегда старалась держаться берегов.

Я: - Лодка двигается к другому берегу, противоположному тому на котором ты была?
Х: - Да
Я: Что происходит дальше?
Х: Лодка пристала к берегу…. Ой, мне страшно ( попытки снова начать плакать) ….я боюсь, что сделала неправильный выбор..
Я: Выбор сделала река, ты хочешь поспорить с ее течением?
Х: Молчание…
Я: Тебе нравиться на этом берегу? …Это как новая жизнь?
Х: Да, но я не могу идти дальше, мне нужно попрощаться с прошлым …с тем берегом.
Я: Тогда, попрощайся….
Х: …….Да, теперь хорошо.


Резюме: Сначала девушка сидит на берегу (бездействует), у нее есть небольшое желание действовать (покататься на лодке), но ее пугает темная вода (неизвестное), она озвучивает свое желание только после того, как получает поддержку от старшего. Решив действовать, она не проверяет экипировку лодки и садится в лодку без весел (это не моя ответственность!). Оказавшись на середине реки, без сопровождающего и без весел, у нее вдруг появляется страх (запугивание себя, для привлечения Спасателя), и она «видит», что лодка начинает тонуть!!!…понимая, что спасать ее никто не собирается, уже через секунду она улыбается – с лодкой все в порядке. Когда течение реки прибивает лодку к другому берегу, она вдруг начинает стенать, что скорее всего, сделала  неправильный выбор. Когда я  ее спрашиваю – какой выбор она могла сделать в лодке без весел? - Когда лодка без весел, выбор делает река. Она решается попрощаться с прежним берегом и исследовать новый.

Мы часто говорим о судьбе, которая есть и которую изменить нельзя. Иногда мы слышим о том, что мы ее хозяева. Мне кажется, что правда где-то посередине.
Судьба мне представляется рекой. И, какой бы не была эта река – жизни, большой или маленькой, со своими изгибами и течением, водоворотами, и тихими заводями, как известно, каждая река впадает в океан, стремясь к своему большому Источнику, и в этом предназначение любой реки.
Находясь в потоке жизни, мы можем иногда плыть по течению, опустив весла, наслаждаясь самим потоком.
Иногда мы пытаемся плыть против течения, изматывая себя борьбой.
 Иногда мы сидим на берегу и с тоской смотрим, как какой-то смельчак плывет по быстрой и бурной реке,
 и тогда, мы смотрим на лодку у берега, но не рискуем в нее войти, поскольку боимся расстаться с известным и потерять чувство безопасности. И тогда мы предпочитаем ждать.





Ждать, когда придет кто-то, кто скажет нам как правильно.
Чтобы не допустить ошибки.


 Я не знаю как правильно. Я знаю, как доверять течению реки, и что, пускаясь в плаванье, все же лучше запастись веслами, чтобы путешествие по реке жизни превратилось в радостное путешествие. Поскольку, имея весла – желания я могу управлять лодкой, иногда выходя на нужный берег, чтобы исследовать его красоты. Страх ответственности за свои выборы, может заставить меня совершить безрассудство, которое я посчитаю смелостью. Я окажусь в лодке без весел и буду уповать на судьбу – течение, куда направит – туда и ладно. И, все же я рискну! Я возьму ответственность за свои выборы, я возьму весла! Потому, что я хочу, чтобы моя жизнь была радостным приключением!


Я надеюсь, что это переживание окажется для девушки новым видением своей истинной проблемы, что на самом деле, ее единственный выбор до сих пор заключался в том, чтобы его за нее делали другие, а также своих новых возможностей, реши она взять в свои руки весла. Решиться ли? Это ее новый выбор, с помощью которого может измениться не ее судьба, нет, но, что гораздо важнее - изменится качество ее жизни, при котором сетования на плохую судьбу, окажутся беспочвенными и бессмысленными. Зачем менять русло реки, может быть лучше научиться хорошо плавать и получать от этого удовольствие….. …

Комментариев нет:

Отправить комментарий